Ciclista Pablo Elgatomarinero (elgatomarinero7) wrote,
Ciclista Pablo Elgatomarinero
elgatomarinero7

Categories:

Ноябрьская мерзлота-2017. Ч.6 - Верхнедвинск, Сарья

Предыдущие части:
Ч.1 - Заславль
Ч.2 - Борисов
Ч.3 - Полоцк и Новополоцк
Ч.4 - Полоцк (продолжение)
Ч.5 - Себеж

В "подминских" Заславле и Борисове побывал, в популярно-туристическом Полоцке побывал, в глухоманно-глубиночном, но довольно интересном озёрном Себеже - аналогично... На последний день поездки для полного комплекта хотелось простой грустненькой белорусской глубинки, и Верхнедвинск на эту роль подходил сполна, да туда ещё и добираться от Полоцка совсем легко - ходящим несколько раз в день пригородным дизельком Полоцк-Бигосово.

Стандартные факты, которые вы прочитаете в любом отчёте о посещении этого райцентра:
- город по белорусским меркам относительно старый, первое упоминание в летописях относится к 1386 году (фраза "первое упоминание в летописях" почти всегда обозначает, что на самом деле поселение тут было и раньше);
- до 1962 года Верхнедвинск назывался Дриссой, но во времена повальной русификации решили, что название слишком неблагозвучное; при том, что на самом деле ничего такого плохого оно не означает, и вообще это топоним (а точнее, гидроним - достался он городу от названия протекающей тут небольшой реки) фино-угорского происхождения. Но народный разум соорудил на этот случай даже идиотскую легенду о происхождении этого названия, в которой оказалась замешана Екатерина Вторая (на этом месте следует лихорадочно вспоминать историю России, биографию самой Екатерины, и гадать, какими судьбами её могло занести-то сюда) и её несварение желудка - якобы, справляя нужду, она воскликнула, вполне логично будучи не в настроении: "Не река, а дрисса какая-то". Сорри за такие вот физиологические подробности, но почём слышал, посём и продаю. В принципе, таких легенд по всей Беларуси полно, у нас чуть ли не под каждым деревом Наполеон то ли ногу сломал, то ли ночевал, то ли сокровища свои зарыл; а деревня Грозово под Слуцком якобы названа в честь бывшего там (его биографию я не изучал, но история Ливонской войны заставляет в этом сомневаться - московитские войска там всяко дальше Полоччины особо не продвинулись) Ивана Грозного;
- с географической точки зрения название города неправильное - до верхнего течения Двины от Верхнедвинска довольно далеко, здесь уже среднее её течение;
- ж/д-станция Верхнедвинск находится не в самом городке, а в деревушке в нескольких километрах от него;
- сам город находится большей частью в междуречье Двины и впадающей в неё под острым углом Дриссы (река своё название, в отличие от города, сохранила), лишь незначительная его часть перемахивает на другой берег последней.

Ну, а под катом - небольшой рассказ о городке (в принципе, показывать там не так уж и много чего), а также о спонтанно возникшей ещё одной маршрутной точке дня - Сарье

504738_original.jpg

****ПОСТАВИТЬ КАТ!!!!!****вроде, не забыл :)


01. Вид на вокзал в Полоцке с платформы. Как я писал в предыдущих частях, там два здания: постарше и поновее (думаю, по фото и так понятно, какое из них какое)
505018_original.jpg

02. Пришёл дизель с Витебска. Уже на месте узнал (для витебского машиниста, кстати, это тоже было открытием), что в Полоцке дизель Витебск-Полоцк становится дизелем Полоцк-Бигосово (а он мне и нужен). Вот на фото женщина как раз допрашивает у машиниста (его от объектива зеркало заднего вида спрятало), едет ли дизель дальше, а он отвечает ей: "Да сам не знаю!"
505131_original.jpg

03. Загрузился в вагончик. Он меня сразу удивил непривычным внешним видом - потом уже меня просветили, что вместо привычных для всей остальной Беларуси рижских поездов здесь бегают их собратья демиховского производства. Мне этот поезд понравился хотя бы просторным тамбуром - велосипед здесь затаскивать в вагон было бы куда проще, чем в "рижанинах", да и там же, в тамбуре, его можно было бы и оставить. Сами вагончики, правда, размерами поменьше, но на этом рейсе это было неактуально - поезд как приехал с Витебска почти пустой, так ещё менее заполненный на Бигосово и укатил
505348_original.jpg

04. Переходы между вагонами были в снегу - это означало, что заставшая меня накануне на выезде из Себежа непогода уже где-то на подступах к Полоцку
505606_original.jpg

05. Ехать от Полоцка до Верхнедвинска недолго - примерно час и 15 минут. Выпрыгнул в Верхнедвинске - а дизелёк поехал дальше, в Бигосово. Бигосово отсюда совсем недалеко - это деревня в погранзоне, чуть ли не на границе с Латвией, примечательна она колоритненьким вокзалом 30х годов постройки, но не в этот раз...
505877_original.jpg

ВЕРХНЕДВИНСК

06. Вокзал
506304_original.jpg

Станция там хоть, как я уже сказал, и за городом, но городской автобус до неё ходит (было бы странно, если бы вдруг не ходил). Ждать, правда, пришлось минут 15, потом сколько-то минут дороги - и выпрыгнул в самом центре городка. Набор достопримечательностей там традиционный для западнобелорусской глубинки: костёл, церковь, немного старенькой малоэтажки, пара старых кладбищ где-то на окраинах (последнее уже для любителей)

07. Архитектура доминанта непритязательного центра городка - костёл Рождества Девы Марии (середина XIX века). Сам вижу, что кривоватый кадр, но других нет - в профиль и сбоку его в полный рост не снять (мешают либо дома, либо узость улицы), поэтому только так
506384_original.jpg

08.
506639_original.jpg

09. Самый яркий дом из немногочисленной городской старины (в основном там уже какой-нибудь советик или частные дома)
506936_original.jpg

10. Центр города небольшой, все интересности - на небольшом пятачке. А барановичская мебель и сюда добралась :)
507166_original.jpg

11. Православная церковь Св. Николая (1819 г.)
507570_original.jpg

12. Историческое название городка не забывается
507745_original.jpg

13. Местное творчество
507988_original.jpg

14. Городские улочки. Это почти что самый центр
508324_original.jpg

15. Интересное соседство памятников: справа - Ильич, слева - монумент войны 1812 года
508453_original.jpg

16. Это уже совсем типично-провинциально-белорусское
508774_original.jpg

Каюсь, хронология здесь не соблюдена, некоторые фото сделаны уже ближе к вечеру, но я не хотел сильно разбивать "городскую" часть рассказа

17. Ну да, грустненький город. Преимущественно одно-двухэтажный, в южной части есть какой-то более высотный микрорайон, но идти или ехать туда после бродилок предыдущих дней желания не было
508993_original.jpg

18. Через Дриссу перекинут пешеходный мост
509326_original.jpg

19. Дрисса
509662_original.jpg

20. И ещё городских видов - со всё тем же костёлом, например
509697_original.jpg

21.
510021_original.jpg

22.
510404_original.jpg

Пробежал я всё это, может, минут за 30-40 (городок-то совсем небольшой) и призадумался: делать тут больше как бы и нечего, возвращаться в Полоцк дневным дизельком, что ли? И тут мне весьма кстати крупно повезло. Заглянул на небольшую новодельную автостанцию - а там оказалось, что где-то через полчаса отправляется ходящий только в этот день недели дополнительный автобус Верхнедвинск-Освея через Сарью. Распрос кассира принёс информацию, что этот автобус приезжает в Освею и минут через 20 едет на обратный рейс. На осмотр Освеи 20 минут не хватит, но можно сойти в Сарье, погулять там с часик - и вернуться обратно

23. Совсем скромненькое расписание. Не знаю, кто и когда решил, что в белорусской глубинке хорошо общественный транспорт ходит (а такое заблуждение у россиян и украинцев встречал неоднократно)
510477_original.jpg

24. Подали дряхленький ПАЗик
510797_original.jpg

САРЬЯ

25. Расписание в Сарье. Деревня (агрогородок, если на "новоязе") крупная, а рейсов - кот наплакал. Кстати, третий или четвёртый раз за год оказываюсь в погранзоне - и даже ни разу не почувствовал этого. Перед поездкой на Браславы (где планировал в погранзону забраться, но в итоге её проигнорил) с непривычки лихорадочно правила посещения изучал, в погранотряд даже звонил, а тут - даже не сразу понял, почему на автовокзале кассирша у меня вдруг паспорт затребовала. От Латвии тут всего какой-то десяток километров
511035_original.jpg

26. Сразу у остановки (где-то тут как раз и центр агрогородка - рядом даже какая-то вещевая мини-барахолка была замечена) стоит гламурненькое здание СДК
511453_original.jpg

27. Когда-то тут была усадьба владельцев Сарьи Лопатинских, теперь от неё осталась брама. Не так давно не было и этого, но браму капитально реконструировали в 2013 году - так что, считай, почти новодел
511488_original.jpg

28. Герб Лопатинских
511898_original.jpg

29. Вместо усадебного дома - аж два памятника ВОВ
512106_original.jpg

30.
512310_original.jpg

31. А в низине - криничка, к которой не могла не примазаться ПЦ
512715_original.jpg

32. А ещё чуть сбоку - подвесной пешеходный мостик через Сарьянку
513023_original.jpg

В интернете пишут, что мост - новодел, отстроен в 2014 году. Его предшественник простоял где-то с 60х годов до 2012 года, но не выдержал целую экскурсионную группу деточек, решивших использовать мостик в качестве огромных качелей (кладка не выдержала, деткам пришлось поплавать, но вроде бы живы остались все)

33. Новый мостик тоже здорово раскачивается
513049_original.jpg

34. Сарьянка
513519_original.jpg

35.
513674_original.jpg

Уже этого мостика мне было достаточно, чтобы решить, что ехал я сюда не зря, но главная достопримечательность Сарьи всё же другая - шикарный неоготический костёл родом из середины XIX века.

36. Вот к нему я и подхожу
513837_original.jpg

37.
514287_original.jpg

38. Уже на месте я с удивление узнал, что этот костёл уже давно как является православной Свято-Успенской церковью. История его такова - католики Лопатинские строили костёл при активном сопротивлении православных властей (время было такое, что католиков и униатов не жаловали). Строили его и строили, затем достроили - а в итоге через несколько лет уже готовый костёл был успешно отжат православными
514421_original.jpg

39. Естественно, упоминаний об этом факте на информационном стенде у костёла мы не найдём (я бы скорее удивился обратному)
514626_original.jpg

Надеюсь, никто в будущем не догадается на шпили этого костёла православные луковички прицепить, а то могут же...

40. Ладно, не будем тут больше о грустном - менее красивым костёл от этого не становится
514933_original.jpg

41. Это он с виду только такой лёгкий - на самом деле, костёл внушительных размеров
515184_original.jpg

42. Деревенское озеро
515552_original.jpg

ДВИНА

По возвращении в Верхнедвинск уже пошёл мокрый осенний снег - пока ещё небольшой

43. Как я уже сказал, находится город в междуречье Дриссы и Двины. Первую мы уже видели, надо и вторую посмотреть, хоть я её уже видел и в Витебске, и в Полоцке. Она тут буквально за углом - пару кварталов через частный сектор от автовокзала пройти
504738_original.jpg

Раньше в этом месте каждый год ставили понтонный мост (а ещё до этого, говорят, и паром здесь был), сейчас немного к югу от города возвели современный высокий мост через реку (в изначальных планах моих было добраться и до него - от конечной единственного городского автобусного маршрута до него не так уж и далеко было идти, да не в такую погоду), и потребность в понтоне отпала. Теперь здесь только спуски к воде остались, а на месте обоих причалов местные хранят свои нехитрые лодочки

44. Берег реки, увы, ну никак не благоустроен (кроме скромного креста, стоящего над каким-то строительным мусором)
515716_original.jpg

45. Поездка в Верхнедвинск для меня была бы неполной, если бы я ещё и к устью Дриссы не сходил. Тем более, находится оно прямо на городской окраине, выходящей к центру городка - идти от автовокзала не больше километра. Тут через Дриссу переваливает относительно старенький мостик с дорогой, ведущей на Сарью, Освею, Бигосово и ж/д-станцию Верхнедвинск
516091_original.jpg

46.
516196_original.jpg

47. Осенняя Дрисса и мост
516595_original.jpg

48. Этот же мост уже от места слияния Дриссы и Двины
516614_original.jpg

49. И само место слияния двух рек. После Дриссы Двина возьмёт в себя ещё Сарьянку и Друйку (и, наверное, ещё какие-нибудь менее известные мелкие речки) и уже через какой-то десяток километров станет Дауговой - под этим названием она куда более известна за пределами Беларуси
516968_original.jpg

На месте слияния двух рек я простоял, наверное, минут двадцать, всматриваясь в разлившиеся речные воды; затем повалил сильный снег - и всё, поворачиваю обратно, поездка на этом окончена.

Любящим, как и я, путешествия по белорусской глубинке наверняка знакома такая ситуация - в 17.00 заканчивается рабочий день, и доселе угрюмый и сонный городок на какое-то время преображается. На улочках сразу началась движуха, в магазинах очереди, остановки заполняются людьми, в автобусах столпотворение - я даже от греха подальше решил пропустить пару рейсов, чтобы не давиться в толчее - прогуляюсь ещё по вечернему городу, тем более, до вечернего дизеля времени ещё выше крыши

50. С наступлением темноты на пешеходном мостике включилось освещение
517347_original.jpg

51.
517513_original.jpg

52. Дрисса ещё видна
517666_original.jpg

53. Снега на земле всё больше
518065_original.jpg

54. Вот, кстати, тот самый гламурненький автовокзал
518240_original.jpg

55. Центральная площадь (сбоку ещё была какая-то неказистая административка)
518648_original.jpg

56. Где-то к 17.30 движуха предсказуемо прекратилась, и город стал таким же тихим, каким я его видел все предыдущие часы
518877_original.jpg

57. Станция Верхнедвинск. Снег всё продолжал и продолжал идти
518966_original.jpg

Обильный снегопад загнал меня на станцию, где мне пришлось ещё два с лишним часа сидеть (после шестичасовых сиделок на вокзале в Борисове это уже ощущалось не настолько "трешево") в безлюдном зале ожидания, пока не пришёл вечерний дизель. Станция тут тихая: три пары дизелей Полоцк-Бигосово каждый день туда-обратно (утро-день-вечер) и через день туда и обратно пассажирский поезд Минск-Рига - вот и всё местное расписание. Даже билетная касса работает не всё время, открываясь на пару часов на каждую пару дизельков и, по-моему, перед рижским поездом.

ЗИМНИЙ ПОЛОЦК

Если вы дочитали досюда - значит, мой рассказ вам интересен, посему ещё немножко вам бонусов в виде заснеженного Полоцка

58. Приезжаю - а там уже зима на всю катушку разгулялась. Это было 29 ноября, если что
519323_original.jpg

59. Улочки почти безлюдные
519640_original.jpg

60. Симеон Полоцкий больше напомнил мне облитого белой краской Дарта Вейдера. Или просто имперского штурмовика ;)
519889_original.jpg

61.
519995_original.jpg

62. Зимний вечерний город
520289_original.jpg

63. Громада Софийского собора
520693_original.jpg

Самое интересное, что к собору даже в столь поздний час (было уже за 10 вечера) да в непогоду одна за одной стайки туристов ходили

64. Тот самый мостик с крутой лестницей из рассказа о Полоцке. В такую погоду спускаться по нему я бы, наверное, не решился
520736_original.jpg

65.
521174_original.jpg

На дорогу обратно я уже не стал придумывать всяческих извращений с пересадками и прочего транспортного фанатства, а просто на 0.12 ночи поехал поездом Витебск-Минск до столицы. Там пересел на какой-то из поездов до Барановичей - и уже до обеда был дома. На этом серия рассказов об моей ноябрьской поездке подошла к концу. Совсем немного уже осталось до начала нового сезона велопоездок - а значит, новые поездки и рассказы не за горами. Спасибо за внимание!
Tags: 2017, travel, Беларусь, Верхнедвинск, Витебская область, Дрисса, Западная Двина, Полоцк, Сарья, архитектура, костел, природа
Subscribe

Posts from This Journal “Витебская область” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments