Categories:

Крупки-Новолукомль-Толочин (19.06.2021) — часть 1

В первый день летнего отпуска я проехал абсолютно новым для себя маршрутом по окраинам Минской и Витебской областей. Хоть я родом и из восточной Беларуси, но в последние годы бываю там очень редко, а с велосипедом куда-то восточнее минского меридиана доселе выбирался и вовсе только один раз. Потому эта поездка для меня была во многом особенной — всё-таки, новый и полностью незнакомый регион

01. Естественно, отдалённость маршрута от Барановичей подразумевала под собой ещё и долгую дорогу на старт и с финиша. Выезжал я в пятницу накануне поездки электричкой Барановичи-Минск на 22.20. Сразу же по отправлении хотел компенсировать грядущую бессонную ночь на минском вокзале, подремав в почти пустом вагоне поезда, но у сопровождающих состав милиционеров (обычно я их последнее время в поездах не вижу, но где-то за неделю до этого в вечерней электричке Минск-Барановичи кого-то зарезали в поножовщине — видимо, этим и была вызвана их внезапная активность) было на этот счёт совсем другое мнение — уже через 15 минут после отправления они растормошили меня и принялись отчитывать за сон в поезде. Не лучше ли вместо этого приложить такое же рвение на то, чтобы выгнать из поездов всяких регулярно обитающих там странных личностей (особенно бомжей, у которых ночная барановичская электричка на 0.48 из Минска — это что-то вроде ночлежки; при том, что я никогда не видел, чтобы там их кто-то гонял), чем доставать обычных рядовых пассажиров — вопрос риторический

02. Потом у меня были 4 часа ожидания на главном вокзале Минска (тут о сне и речи не могло идти — к засыпавшим практически сразу подходила пара милиционеров), которые коротал то просмотром заранее загруженных роликов на Ютубе, то прогулками по вокзалу и привокзальной площади, то ранним завтраком в вокзальном кафетерии... К времени отправления электрички Минск-Орша на 4.29 небо уже сильно посветлело, а на вокзале уже хватало компаний в туристической одежде и с велосипедами — немало минских велолюбителей торопилось провести жаркий летний выходной где-нибудь за городом. Далее меня ждали два с лишним часа дороги до Крупок, где я вышел на о.п.«Новая Жизнь» (то есть, из Минска можно купить билет в Новую Жизнь!). Станция «Крупки» в природе существует, но находится она не в самих Крупках, а в небольшом лесном посёлке Крупский в нескольких километрах западнее моей стартовой точки (сколько пассажиров за все эти годы по незнанию купилось на такой казус, и приехало вместо нужных им Крупок леший пойми куда — информации, увы, нет). Остановка «Новая Жизнь» же находится на самой-самой южной окраине райцентра, и через лесок от неё расположена одноименная остановочному пункту деревня

03. Итак, выгрузился из электрички, попил водички и съел шоколадный батончик — и можно стартовать. В Крупках я до этого раза никогда не был (вообще нигде на маршруте я никогда не был, кроме стартовой и финишной железнодорожных остановок когда-то давно проездом на оршанско-минских электричках!), поэтому чуть-чуть проехался по городку. Совсем недалеко от остановки нашёлся красивый в то утро пруд-водохранилище на протекающей через Крупки речке Бобр

04.

05. Сам городок довольно скромен — тут всего 8,5 тысяч жителей, а про какие-либо достопримечательности, если они даже и есть, карта «Глобуса Беларуси» молчит (несмотря на более чем 400-летнюю историю поселения).

06. Тем удивительнее было уже на выезде наткнуться на девятиэтажные жилые дома — и в городах большего размера далеко не везде таковые имеются

07. Дальше асфальтом поехал на север в сторону озера Селява, до которого отсюда километров 25-30. Архитектурных достопримечательностей на маршруте немного, но они есть. Первая из них — это церковь-«деревяшка» в Худовцах (конец 19 в.)

08. Кроме церкви этот перегон был вообще ничем не примечателен, за исключением разве что верховий озера Селява, являющегося одновременно и озером природного происхождения, и водохранилищем — благодаря Селявской ГЭС, расположенной на вытекающей из водоёма речке Югне. Само озеро чуть позже я ещё покажу и немного про него расскажу, а тут перед моими глазами был всего лишь его изрядно подзаросший небольшой залив

09. Еду дальше на север — теперь уже вдоль озера, но на некотором от него расстоянии

10. Небольшое озеро Худовец

11. От основной асфальтовой дороги к нему вело километра три ужасной гравийки

12. Можно было бы сказать, что восток Беларуси встретил меня тленом и депресняком, но в принципе поначалу картинка окружающей сельской местности была вполне пристойна, а заброшенные сельскохозяйственные сооружения при желании можно и в Гродненской области найти. Тот самый тлен начался уже в Витебской области, после Новолукомля

13. А вот гравийки там просто ужасны! За парой исключений, каждый съезд с асфальта в тот день превращался в зубодробительную трясучку

14. Затем наконец-то выехал на полноценный берег озера Селява. Это крупный водоём на северо-востоке Беларуси. Когда-то тут были два озера: Селява и Рабца — которые объединились в один большой водоём после строительства той самой Селявской ГЭС в 1965 году. Озеро-водохранилище и сейчас разделено на две относительно явные части мини-архипелагом, находящимся в северной его части. 

В списке крупнейших водоёмов страны Селява с площадью зеркала около 15 кв.км занимает по разным данным 14 или 15 место — такая разбежка вызвана тем, что в этот самый список в некоторых источниках зачем-то на третье место ставят огромное пограничное озеро Дрисвяты, абсолютно большая (кроме небольшого восточного залива) часть которого находится на территории Литвы. По объёму водs Селява, кстати, на девятом месте в республике, а по длине береговой линии (благодаря обилию мысов, заливов и всё тем же островам) — на втором (опять же, если не включать в рейтинг Дрисвяты)

15. На фотоснимке озеро выглядит тихим и безмятежным, но на самом деле берег тот был заставлен палатками, у которых уже завтракали многочисленные переночевавшие тут туристы, и у каждой палатки перекрикивала друг друга музыка из колонок каждой компании

16. Немного проехался вдоль берега в окрестностях деревни Сторожище

17. Ещё разок выехал на берег — на этот раз уже в тихом месте и без туристов

18. А дальше обозначенная на карте дорога пропала — вроде как и бывает такое на границах сельсоветов, но от популярного туристического места, конечно, такой подлянки я не ждал. Пришлось немного полазить там, где она когда-то была, через заросли (постоянно проверяясь на наличие клещей, которых тут должно было быть в изобилии)

19. Благо, в лесу она хоть и в не очень хорошем состоянии, но опять появилась

20. Виной сему, как это часто бывает, оказались завалы в самом её начале с северной стороны. А вывела меня эта лесная дорожка прямо к длинной зоне отдыха «Выспа», расположенной прямо напротив того самого упомянутого мной мини-архипелага

21. В самом конце зоны находится небольшой врезающийся в водную гладь полуостров, отделённый водой (где-то доводилось читать, что тут можно якобы в брод перейти) от крупнейшего из островов, носящего название Выспа

22. Именно тут акватория озера-водохранилища и делится на две части, некогда являвшиеся двумя отдельными водоёмами. Слева — меньших размеров бывшее озеро Рабца

23. Справа — более крупное собственно бывшее озеро Селява. Наверное, на фотоснимках оно не выглядит бОльшим, но тут лишний раз напомню про его мысы и полуострова — если бывшая Рабца с полуострова просматривается почти полностью, то от бывшей Селявы же отсюда, судя по карте, видно менее половины акватории

24. Далее — мини-фотоотчёт о небольшой кампании от местных спасателей, изрядно развлёкшей греющихся на солнце местных отдыхающих. Одна парочка нашла прибившийся к полуострову небольшой плавающий островок и не нашла идей получше, чем покататься на нём по озеру. Мужская половина сей пары затянула островок на несколько десятков метров от берега, где благополучно посадила его на мель

25. Тут оказалось, что женская половина сей пары то ли не умеет плавать, то ли просто испугалась... Благо, спасатели увидели сию картину и скоро были на месте

26. Эвакуация

27. Хэппи-энд, всем спасибо за внимание

28. В конце полуострова есть небольшая обзорная вышка, но ступеньки прогнили, а сама она просела, поэтому лезть на неё я не рискнул

29. Вода в Селяве, кстати, была холодная и довольно грязноватая, поэтому я в ней всего лишь промочил ноги и поехал дальше, к границе областей

30. Асфальт в тех местах, надо отметить, вполне неплохой

31. Через несколько километров выехал на дорогу, ведущую вдоль берега Лукомльского озера. Это, опять же, по разным данным четвёртое, пятое или шестое по размерам озеро Беларуси (помимо вопроса насчёт спорного включения в рейтинг озера Дрисвяты, оно ещё и схожих размеров с браславскими Дривятами — поэтому в разных источниках ставят выше то один, то другой водоём)

32. Явная доминанта на берегу водоёма — огромный комплекс Лукомльской ГРЭС

33. При ГРЭС же на берегу озера стоит город Новолукомль. Поселение основано в 1964 как посёлок Пионерский, городской статус имеет с 1970 года. 

34. Если визуально сравнить Новолукомль с другим куда более известным мне белорусским «энергоградом» — Белоозёрском под Берёзой — то сравнение это будет явно в пользу последнего. Если Белоозерск — это вполне себе аккуратный и достаточно вылизанный типичный белорусский городок, то Новолукомль словно соскочил с советских открыток 70-80х годов — только в немного более запущенном виде

35. Этакий городок-«машина времени». Разве что плиточка современная, да парочка магазинов общебелорусских торговых сетей есть

36.

37. Собственно, приехал я сюда ради озера. Прямо напротив центра города находится довольно масштабная зона отдыха, к которой ведёт мост, проведённый над Водоподводным каналом ГРЭС

38. Канал

39. Пляж с видом на трубы ГРЭС. Была середина июня, и вода в водоёмах тогда ещё не совсем хорошо прогрелась (на Селяве, повторюсь, это чувствовалось), но Лукомльское озеро благодаря сбросам с электростанции немного теплее других озёр, поэтому тут плавать было уже довольно комфортно. Поскольку начало уже подпекать (это был как раз первый из дней той самой июньской 30-35-градусной жары, побившей затем по всей республике кучу температурных рекордов), а времени между электричками на старте и финише у меня более чем хватало, я с чистой совестью застрял на этом пляже часа на полтора, открыв в тот день купальный сезон. Вроде как из-за водосброса с ГРЭС вода тут не самая чистая, но по ощущениям она была куда приятнее, чем полуболотная на Селяве — и того достаточно

40. Застрял бы я тут и на больший промежуток времени, но впереди была более чем половина маршрута, и на нём ещё были интересные точки. Поэтому после немного поездил по городу в поисках магазина с водой и мороженым — и далее в путь

Окончание следует...


promo elgatomarinero7 февраль 22, 2019 08:30 9
Buy for 10 tokens
Каталагізаваў усе свае артыкулы і справаздачы па вандровачках. Ціскайце на спойлеры і чытайце :) Мой рейтинг белорусских архитектурных достопримечательностей (в частях, по состоянию на 01.01.2021) Беларусь. Архитектура. Мой топ-50 (часть 1 - места 26-50) Беларусь. Архитектура. Мой топ-50…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded